Page 5 - My FlipBook
P. 5

Новомихайловский дворец (1857–1861 гг.), памятник И.А. Крылову (1855 г., П.К. Клодт), памят-
ник Николаю I (1856–1859 гг., О.Р. Монферран), памятник Екатерине Великой (1869–1873 гг., Д.И.
Гриммм и др.), Троицкий мост (1897–1903 гг.), чаши фонтанов в садах у Адмиралтейства (1872–1874
гг.) и Зимнего дворца (1896–1901 гг.) и т.д.

       «Сердобольские граниты» также украшают различные сооружения Петродворца: Львиный
каскад (1853–1861 гг., А.И. Штакеншнейдер), Розовый павильон (1845–1848 гг., А.И. Теребенев),
Бельведер (1852–1856 гг., А.И. Штакеншнейдер, А.И. Теребенев).

       Из «сердобольских гранитов» также изготовлены пьедесталы памятников «Тысячелетие
России» (1862 г.) в Великом Новгороде, Петру I (1873 г., И.Н. Шредер, И.А. Монигетти) в
Петрозаводске, А.С. Пушкину (1880 г., А.М. Опекушин, И.С. Богомолов) в Москве. Из него же
в Москве выполнена высокая парадная лестница и цоколь Музея изобразительных искусств
им. А.С. Пушкина (1912 г.).

       Лебединой песней «сердобольских гранитов» являются известные атланты Нового Эрмитажа,
выполненные по проекту скульптора А.И. Теребенева в 1844–1849 годах. Монолиты для этих ат-
лантов были добыты в разных каменоломнях Северного Приладожья – на островах Тулолансаари,
Ваннисенсаари и на мысу Импиниеми. Большая часть атлантов «родилась» на о. Тулолансаари, но
в разных каменоломнях. Издалека темные мускулистые фигуры атлантов кажутся близнецами. Но
если внимательно присмотреться к ним, можно заметить, что скульптуры выполнены из разных по-
род камня (гранодиориты, плагиограниты различной структуры и текстуры), объединенных под на-
званием «сердобольские граниты».

       В 1870–1910-е годы на островах Ладожского озера Сюскюянсаари, Путсаари, Тилькусаари,
Валаам и Ювень Валаамский Спасо-Преображенский монастырь разрабатывал для собственных
нужд и на продажу строительный и облицовочный камень (различные граниты, амфиболиты, мра-
мор, габбро-долериты).

       Темно-красный, слегка огнейсованный гранит с о. Сюскюянсаари (Св. Германа), называе-
мый в прошлом «валаамским», широко применялся в Санкт-Петербурге, Москве и других горо-
дах России. В Санкт-Петербурге этим благородным гранитом украшены следующие сооружения:
Первое Российское страховое общество (1889–1900 гг., А.Н. Бенуа), Московский купеческий банк
(1901–1902 гг., Л.Н. Бенуа), особняк М.Ф. Кшесинской (1904–1906 гг., А.И. Гоген), костел Лурдской
Божьей Матери (1908–1909 гг., А.Н. Бенуа, М.М. Перетяткович), буддийский Дацан (1909–1915 гг.,
Г.В. Барановский) и др.

       В 1900 г. на о. Св. Германа в «каменоломне скульптора Гвиди» монахи и послушники
Валаамского монастыря под руководством пиротехника-электротехника инженера Врублевского до-
были гигантский монолит гранита размером 17.5х10.5х9.1 м, объемом 1530 м3. После того, как моно-
лит выломали из скалы, его покрыли специальным навесом – «тепляком» и долго обтесывали по мо-
дели, пока размер камня не уменьшился в 20 раз, до 76.4 м3. В 1908 г. в Санкт-Петербурге из этого мо-
нолита был изготовлен постамент размером 6.3х3.85х3.15 м для памятника императору Александру
III (А. Трубецкой), установленный перед Николаевским (Московским) вокзалом. В 1937 г. памятник
был снят, а постамент разделан на несколько частей, из которых изготовили постаменты памятников
Ф. Лассалю, Н. Римскому-Корсакову, М. И. Глинке [3].

       В Москве «валаамский гранит» украсил Храм Христа Спасителя (1883 г., К. Тон), гостини-
цы «Националь» и «Метрополь» (начало XX в.). После разборки Храма Христа Спасителя в 1934 г.
оставшийся гранит использовали для украшения гостиницы «Москва», зданий Верховного Совета и
Министерства обороны.

       Из гранита о. Св. Германа артель Ивана Рейникайне из д. Рускеала вытесала две мощные ко-
лонны шатрового крыльца Спасо-Преображенского собора (1887–1896 гг., А. Силин, Г. Карпов, Н.
Прокофьев) на Валааме. Из этого же камня в соборе изготовлены ступени паперти и солеи, подокон-
ники и половые плиты, которые полировали артели Якова Ранина из д. Мигли и Петра Никитина из
д. Отсойнен.

       «Валаамский гранит» также украшает часовни «Всех скорбящих радость» (1896 г.) и Крестных
Страданий Господа (1842 г. А. Горностаев, 1880-е гг., К. Брандт), церковь Апостола Андрея
Первозванного (1901–1906 гг., В. Баранкеев) и др. сооружения.

                                                                                                                                            85
   1   2   3   4   5   6   7   8   9