Page 8 - My FlipBook
P. 8

Молитвах просиявших (1876 г., Г.И. Карпов), Спасо-Преображенского собора (1887–1896 гг.), Святых
ворот монастырского комплекса, церкви Андрея Первозванного (1901–1906 гг., В.И. Баранкеев), сте-
нок колодцев и т.д.

       Гимном ювенскому мрамору на Валааме является часовня «Знамения Богородицы», постро-
енная по проекту архитектора А.М. Горностаева в 1862 г. в память посещения Валаамской обители
императором Александром II. Со стороны кажется, что вся часовня вытесана из одной глыбы черно-
белого волнисто-полосчатого мрамора. На самом деле она составлена из нескольких фигурных мра-
морных блоков, точно подогнанных друг к другу твердой рукой мастера-каменотеса. Крупные, сла-
боволнистые полосы, заметные даже издали, радуют глаз, успокаивают и настраивают на молитву.

       Из ювенского мрамора также выполнены стенки колодцев в скиту Св. Пророка Илии на
о. Лембос и в скиту Пр. Авраамия Ростовского на Емельяновых островах, внутренняя отдел-
ка часовни скита Иоанна Предтечи, подоконники церкви Св. Бл. Кн. Александра Невского на
о. Св. Германа и т.д.

       Старинная каменоломня «Ювень» занимает 2/3 острова, который сейчас называется
Калккисаари. Выработка представляет собой полутраншею длиной до 100 м, шириной 30–40 м, глу-
биной от 3 м до 20 м. В 1998 г. мраморная каменоломня «Ювень» получила статус государственного
памятника истории горного дела республики Карелии. Сюда регулярно различными туристическими
фирмами организуются экскурсии.

       Крупнейшие на территории Карелии разработки мрамора в 1769–1990-е годы были в окрест-
ностях п. Рускеала. Еще в XVII в. шведы заложили здесь первые каменоломни. С 1769 по 1854 годы
Рускеальское месторождение мрамора («Рускеала-1») разрабатывалось с целью получения облицо-
вочного камня для Санкт-Петербурга. В нескольких карьерах на горах Белой и Зеленой и на берегу
р. Русколки выламывали мрамор 4-х видов («номеров»): светло-серый, серовато-белый, полосчатый
(«белогорский» или «№ 1), серый с зелеными полосами («зеленогорский» или № 2 и № 3), тонкопо-
лосчатый серовато-белый («береговой» или № 4).

       Добыча больших «масс» мрамора в карьерах осуществлялась буровзрывным способом с про-
ходкой «подгорьев» и «рвов». Для этого горняки использовали буры и молоты, которыми выдалбли-
вали в скале отверстия-шпуры и затем заряжали их порохом. Выломанные из скалы «массы» разде-
ляли на более мелкие «штуки» – блоки с помощью бурения и клиньев. Блоки мрамора весом от 5 т до
16 т везли на санях по зимнику из Рускеала до Хелюля, а с наступлением навигации – на галиотах и
соймах по Ладожскому озеру и Неве до Санкт-Петербурга.

       Рускеальский мрамор широко применялся в Санкт-Петербурге для украшения различных
зданий и сооружений: Мраморного дворца (1768–1784 гг., А. Ринальди), Михайловского замка
(1797–1800 гг., В.Ф. Бренна), Казанского собора (1801–1811 гг., А. Н. Воронихин), Зимнего дворца,
Исаакиевского собора (1818–1858 гг., О. Р. Монферран) и др. Рускеальский мрамор применялся так-
же для изготовления постаментов памятника Петру I (1800 г., В.Ф. Бренна) и обелиска «Румянцева
победам» (1799 г., В.Ф. Бренна) в северной столице. Этим камнем украшены Чесменская колонна
(1771–1778 гг., А. Ринальди), Орловские ворота (1772 г., А. Ринальди) в Царском селе.

       В 1830–1840-е годы небольшое количество декоративного рускеальского мрамора по инициа-
тиве архитектора О.Р. Монферрана пошло на изготовление предметов прикладного искусства – ваз,
столешниц, каминов, пресс-папье и т.д.

       В 1870–1939 годы месторождение мрамора «Рускеала-1» разрабатывалось финнами для произ-
водства извести, щебня и декоративной крошки буровзрывным способом в 6 горизонтов с проходкой
карьеров и подземных выработок – шахт, штреков и штолен. Для пережигания мрамора на известь ря-
дом с карьерами и шахтами в 1895 г. АО «Рускеальский мрамор» запустило известковый завод.

       В 1946–1990-е годы Рускеальское месторождение мрамора разрабатывалось ПО
«Карелстройматериалы» и другими организациями для производства строительной и технологиче-
ской извести, фракционного щебня и декоративной крошки. Тогда были восстановлены старые и за-
ложены новые карьеры. В 1974-1985 годах на одном из карьеров месторождения «Рускеала-1» канат-
ными станками выпиливали блоки мрамора для производства облицовочных плит, которые широко
применялись в различных городах Советского Союза. Рускеальским мрамором, например, в конце
1970-х годов были украшены подземные залы станций метро «Приморская» и «Ладожская».

88
   3   4   5   6   7   8   9