Page 5 - My FlipBook
P. 5

Рис. 6. Каменный мозаичный декор зданий во Флоренции

       А немного дальше к северу, в районе Каррары, расположено знаменитое месторождение бело-
снежного мрамора, который более двух тысячелетий по своим замечательным свойствам – белизне,
равномерной зернистости, отсутствию трещин и способности к просвечиванию приповерхностного
слоя является лучшим скульптурным и декоративным камнем. Не удивительно, что периоды расцве-
та в истории культуры и искусства связаны именно с Италией, и решающую роль в этом играл, конеч-
но, её камень. Если бы не было на северо-западе Апеннинского полуострова знаменитых мраморов,
вряд ли возникло бы искусство Древнего Рима, не было бы и скульптуры эпохи Возрождения и более
поздних времён. Скульптура и внутренний декор зданий, выполненные из каррарского мрамора, яв-
ляются украшением и Санкт-Петербурга.

       Широко известны и древнеримские постройки, в создании которых также не последнюю роль
играли особенности местного природного камня: римские бетоны, изготовленные на основе вулкани-
ческих пород – пуццоланов, в составе которых присутствует много цеолитов, замещавших пепловые
частицы в вулканитах, придавали даже огромным постройкам высокую прочность. До сих пор сохра-
нились гигантские акведуки, построенные из блоков камня, сцементированных очень тонкими слоя-
ми таких бетонов. Особенно впечатляет большой акведук в Испании, в Сеговии, построенный в I веке
н.э. (рис. 7). После распада древнеримской империи в Византии был утерян способ изготовления та-
кого бетона. Неудивительно: на востоке Средиземноморья нет пуццоланов.

       Древнеримские постройки встречаются во многих странах Средиземноморья, где проявлен
подходящий для этих целей камень. Например, упомянутый акведук в Сеговии выполнен из бло-
ков гранита, а третий по размеру в Римской империи амфитеатр Эль Джем в Тунисе был построен из
очень пористого, ноздреватого известняка, который сохранился за два тысячелетия благодаря очень
сухому тёплому климату в этой стране (рис. 8).

       Позже в каменной архитектуре городов Европы сменялись различные стили, и их воплоще-
ние в разных городах всегда зависело от характера местного камня. Храмы и другие сооружения,
выполненные в романском стиле, грубоватые и устойчивые, особенно распространены в Англии,
Германии, Испании и строились преимущественно из кварцитов или гранитов. Пришедшая на сме-

10
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10