Choose LANGUAGE to translate

Маршруты по геологическим и горно-индустриальным памятникам Республики Карелия


Новости из "ТУЛМОЗЕРЬЯ"


Археология темноты

Три года назад он защитил "мастерскую" диссертацию по индустриальной археологии. Объектом его исследования стали подземные горные выработки как источник археологических изысканий. Искренне обрадовавшись общности наших научных интересов, нидерландец Юп Орбонс (Joep Orbons) не только поделился выводами, но и провел нам персональную экскурсию по одной из известковых ломок в пригороде нидерландского Маастрихта. Эта прогулка состоялась более двух лет назад и в довольно поздний час. Как пошутил наш провожатый, "для того, чтобы спуститься под землю, подойдет любое время". Подробнее о том, что удалось узнать и увидеть, читайте в нашем материале.

Индустриальная археология

В Лимбурге, исторической области на границе Нидерландов, Бельгии и Германии, находится множество подземных выработок. Многие из них пройдены под самой поверхностью земли и, несмотря на достаточно солидный возраст, до сих пор остаются доступными. С детства Юп и другие дети, обследуя достопримечательности, забирались и в те места, куда вход для них был запрещен. По его признаниям, сначала его охватывали напряжение и страх потеряться в темноте, но затем негативные эмоции отступали. Теперь он уже наслаждался тишиной и одиночеством, искал приключений. Одним из открытий, сделанных в темноте галерей, стала иллюзорность их однообразия. По словам Орбонса, все они разительно отличаются друг от друга, но нужно знать, на что смотреть. Перспектива туннеля, расходящиеся в разные стороны ответвления манят, но и озадачивают. Юп стал составлять схемы подземных коридоров и наносить их на карту, а сопоставляя свои и чужие зарисовки, он еще больше расширил перечень интересующих его вопросов, многие из которых касались теперь и археологии. Словом, материалы для диссертации Юп Орбонс собирал всю жизнь. Сейчас ему за 50. Когда в 1997 году Городской совет Валькенбурга озаботился состоянием подземелий, Юп Орбонс располагал уже полным набором схем окрестных карьеров и штолен - схем, надо отметить, уже привязанных им к географическим картам.

Индустриальная археология

Первое, что интересует посетителей рукотворных пещер, это надписи на стенах. Что скрывается за начертанными на них рисунками и символами? Кто были их авторами? В местечке Иезуитенберг недалеко от Маастрихта имеется бывший известняковый рудник, где в период с 1880 по 1960 годы студенты Иезуитского ордена оставили порядка трехсот произведений искусства, нарисованных на стенах или высеченных из камня. В наши дни пещера охраняется как памяник культуры. В других рукотворных пещерах тоже встречаются изображения на стенах, но их ценность и значение не столь очевидны. Осборн обратил внимание на возникшую традицию игнорирования государством индустриального прошлого подземных объектов, включенных в число памятников культуры. Так называемые Римские катакомбы в Валькенбурге, например, зарегистрированы как гробница. Таким образом, ценность бывших каменных ломок принижается априори.

Индустриальная археология

Не меньший интерес представляет техника сооружения подземелий. Как пишет Орбонс в своей работе, "подземные выработки можно рассматривать как фотонегатив зданий, но которые были построены не из блоков, а вытесаны в самом массиве путем их извлечения наружу". Это значит, что подобные объекты тоже могут рассматриваться как археологический феномен. Почему, например, подземные выработки пройдены в том или ином направлении? О чем могут рассказать следы ручного горняцкого инструмента на стенах и на кровле? В этих вопросах Юп стал настоящим специалистом. Местный известняк (Mergel по местной терминологии, почему и регион называется Мергеланд, Mergelland) - это достаточно мягкая горная порода, легко поддающаяся обработке. По глубине и направлению зарубок, оставшихся на стенах рудника, и следам горения свечей на потолке, Юп легко угадывает инструмент и используемую технику, продолжительность работы и требования к качеству готового продукта, по кое-где сохранившимся пометкам и надписям на стенах узнает имена горнорабочих и год, когда был пройден очередной штрек. Характерные следы оставляли тележки и повозки. Когда вместе с ним "читаешь" эти знаки из прошлого, экскурсия по бесчисленным коридорам подземелий становится по-настоящему увлекательной.

Индустриальная археология

Большинство подземных конструкций, обследованных Осборном, насчитывают свою историю, начиная от раннего средневековья, 1100 года н.э., но некоторые восходят к временам Римской империи и даже раньше. Самыми древними являются шахты по добыче кремня эпохи палеолита. Эта работа полностью прекратилась после неолита и возобновилась только в позапрошлом веке. Юп подозревает, что в те стародавние времена кремень мог быть побочным продуктом при добыче известняка, хотя прямых доказательств этому нет. Неизвестно, использовали ли тогда люди известняк в строительстве - широкие масштабы это приобрело только в период Римской империи. В 1988 году при помощи статистического метода (Meso-fossils statistics) было установлено вероятное место добычи камня, из которого был возведен комплекс римских бань в Херлене. Несмотря на то, что эти ломки были уничтожены последующими горными работами, к югу от Мергеланда можно найти другие, эксплуатируемые в тот же период. Многие горные выработки были пройдены в ранее средневековье и позднее. Известняк оказался востребованным, относительно недорогим, мягким и одновременно крепким строительным материалом, подходящим для крепостных стен и крупных общественно-значимых сооружений. С конца 16 века его стали добывать только для нужд частного домостроения.

Индустриальная археология

Впрочем, добыча полезного ископаемого - это только малая часть всей истории использования этих горных выработок. После окончания добычи обширные подземные пространства стали приспосабливать под иные, чаще всего, утилитарные цели. Второй этап в жизни подземных объектов, не связанный с их первоначальным назначением, выступает и как наиболее продолжительный, и как наиболее интересный с культурной точки зрения. Такие выведенные из эксплуатации рудники могли быть использованы для размещения убежищ и жилищ, выращивания различных культур (грибов, артишоков и цикория), обустройства складов, подземных церквей и захоронений, как природные заповедники и для туризма. Посещенный нами рудник, например, в течение нескольких лет был... нелегальной подземной винокурней. Поскольку самогоноварение требует большого объема воды, для прикрытия в галереях выращивались грибы, тогда как вход в главное помещение был замаскирован листом железа, присыпанным песком. Как рассказал Юп, незадолго до полицейской облавы бутлегер предусмотрительно свернул незаконную деятельность, а на вырученные средства организовал уже законный бизнес. История эта стала известной совсем недавно, хозяин терпеливо выжидал, когда выйдут сроки давности, и публично покаялся.

Индустриальная археология

Многие из подземных рудников сегодня испытывают те же угрозы, что и традиционные памятники архитектуры: обрушение, разграбление искателями сокровищ, неконтролируемый общественный интерес, замусоривание. Проблемой бывших горных выработок служит возобновление работ по добыче ископаемого, но и там, где работы давно прекращены, велик риск утраты горно-индустриального наследия. Любопытствующие могут сознательно или нечаянно разрушить ценные артефакты. Вред для исторических знаков на стенах штолен несут даже кажущийся безобидным грибок, который они перевозят на подошвах своей обуви, поднимаемая в процессе перемещения пыль, многие спешат присоединиться к художникам прошлого, калеча стены уже современными графити. Юп признался, что местная ассоциация в Маастрихте внимательно следит за тем, чтобы на всех рудниках находились решетки и замки, но раз в месяц замки все равно взламывают.

"Археология темноты" - это образ, изобретенный самим нидерландским исследователем, и название книги, в которой были опубликованы основные выводы его диссертации. Это направление научной работы было создано самими горнорабочими, трудом которых не только строились здания на поверхности, но и возводились подземные здания, окруженные живым камнем. Камень буквально впитал в себя мысли и переживания этих трудолюбивых людей, так как на нем запечатлены знаки и рисунки, которым нет числа. Особенно трогают схематические изображения креста или христианских святых. Все это, по мнению Юпа Орбонса, имеет полное право называться архитектурным феноменом и требует дальнейшего изучения.


Текст и фотографии Шекова Кирилла

Порекомендуйте этот материал друзьям:

Комментарии (0):

Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.