Атланты держат небо на каменных руках
"Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках."
А. Городницкого
Красив и торжественен портик Нового эрмитажа с великолепными фигурами атлантов. Словно живые, они выполнены из серого сердобольского гранита скульптором А. И. Теребеневым.
Постаменты атлантов, парапеты пандусов, ступени, облицовочные плиты цоколя здания сделаны из розового гранита-рапакиви, съезды пандусов вымощены каменной брусчаткой. Колонны и архитрав портика, колонки балкона собраны из блоков желтого плотного известняка. Плиты такого же известняка лежат на цоколе здания, очерчивая его по низу стен.
До А. И. Теребенева скульптура из сердобольского гранита не высекалась. В отчете Академии художеств за 1845-1846 гг. конференц-секретарь академии В. И. Григорович писал: «Нигде в Европе и ни один скульптор не производит из гранита, как производили древние египтяне и греки. Теперь это египетское искусство стало русским, и огромные сфинксы не чудо при колоссальных кариатидах, исполненных и в лепке добросовестно, и из камня отлично Теребеневым».
Свою работу А. И. Теребенев начал в 1844 г. Увлекшись желанием получить заказ, он показал сметную сумму, вдвое меньшую по сравнению с другими претендентами, и обязался выполнить скульптуры за два года. Их первоначальная небольшая модель была сделана мюнхенским скульптором И. Гальбигом по эскизу Л. Кленце. Изготовив глиняную модель первого атланта, Теребенев приступил к высечению его из камня.
По сути все было новым в то время в этой работе, и она заняла полтора года. Зато атлант Теребенева получился красивее, жизненнее, выразительнее старинной скульптуры на храме Зевса в Агригенте, изваянной в 480 г. до н.э.
Еще работая над гермами (кроме атлантов, Теребенев высек из сердобольского гранита гермы, они украшают окна второго этажа), скульптор набрал свыше сотни помощников-камнетесов и обучал их тогда более года. Теперь он сам размечал каждый монолит по глиняной модели будущего атланта, а затем мастера выполняли назначенное им дело: кто обрабатывал «низы», кто торс, кто ноги.
Чистовую отделку фигур и лиц исполнял сам Теребенев. В целом на десять атлантов потребовалось более трех лет работы. Условия договора не были, таким образом, выполнены, а денег не осталось и нечем было платить камнетесам. К тому же один монолит оказался с трещиной и пришлось покупать новый.
Только после неприятной волокиты Теребеневу были зозмещены перерасходованные сверх условий договора суммы, но прибыли за эту колоссальную работу скульптор не получил никакой.
Текст Булаха А. Г. и Абакумовой Н. Б. из книги “Каменное убранство центра Ленинграда”. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987 .– 296 с.
Фотографии Шековой Н.А.
Перейти в фотоальбом "Атланты".
Комментарии (4):
Как возможно вручную сделать абсолютно одинаковые скульптуры? Похоже на каменное литье.
Ответить
Да, владели наши предки такими технологиями, но, к сожалению, они утрачены.
Ответить
Согласен, это впечатляет, но это определённо не петрургия (не каменное литьё то есть)! Любой, кто подойдёт к этим скульптурам поближе, и проследит естественный рисунок на камне, может убедится, что это граниты!
Ответить
Современник этого дела краф Л.А. Перовский писал в своём дневнике: «Сего дня пополудни наблюдал атлантов, выставленных при Эрмитаже. Строительная комиссия по возведению императорского музеума заключила договор с г. Теребеневым на выделывание десяти атлантов из сердобольского гранита. С берегов Ладоги восьмиаршинные глыбы камня везли поначалу на баржах, а от пристани катили по бревнам. В мастерских более ста пятидесяти мастеровых, которых Теребенев специально обучал, с зубилами, молотами и циркулями в руках тесали камень. Пыль вставала туманом, в этом тумане блещет множество искр. За три года все десять атлантов были закончены. Мнение конференц-секретаря Академии художеств г. Григоровича о сей работе нижеследующее: «Нигде в Европе и ни один скульптор не производит из гранита, как производили древние египтяне и греки. Теперь это египетское искусство стало русским, и огромные сфинксы египетские не чудо при колоссальных кариатидах». Теребенев поистине хорош. В нежности и правде лепки едва ли он имеет соперников. Государь изволил послать Теребеневу бриллантовый перстень с упоминанием «За атлантов». Россия — страна, щедрая не только на красивый камень, но и на мастеров каменных».
Ответить
Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.