Издержки популярности
Рост интереса к Рускеальскому горному парку, на наш взгляд, является вполне закономерным, отдельного пояснения требует разве что динамика этого спроса, определяемая, в большей степени, ситуативными факторами и текущим раскладом на туристическом рынке. За отсутствием качественного среза статистики, можно только предполагать, как поведёт себя кривая роста в следующем году. Сомнительно, что подобный мониторинг вообще ведётся сотрудниками парка. Наладить учёт было бы полезным, по крайней мере, чтобы выяснить, из каких регионов едет больше всего туристов, сколько из них едут повторно, достаточно ли им информации о туристическом объекте? Не преобладающую, но, вероятно, значительную часть посетителей парка составляют однажды в нём уже побывавшие. Как бы наивно ни звучало приглашение «приезжайте к нам снова», политика компании «Колмас» по развитию Рускеальского горного парка строится таким образом, чтобы каждый год в нём появлялось что-то новое. Это правильная политика!
Указанный объект выгодно отличается своим географическим местоположением, достаточно глубоко изученной историей, высокими эстетическими качествами, благоустроенностью и обслуживанием. На сегодняшний день он не имеет аналогов в северо-западной части России и однозначно входит в пятёрку подобных аттракционов на Севере Европы. Вместе с тем, переориентация туристических потоков вовнутрь страны многих застала врасплох. Этой ситуацией сразу воспользовались операторы, осваивающие новые направления в карельскую глубинку, подогревающие связанный с этим поворотом ажиотаж. Несмотря на оборудование дополнительных парковочных мест, в этот сезон в некоторые дни стоянка была заполнена почти целиком. Похоже, что планы расширения стоянки до 3 000 мест уже устарели. Стали обыденностью очереди у туалетов, дала о себе знать проблема недостатка мусорных урн, имеет смысл установить в пределах парка больше камер видеонаблюдения. Сувенирных лавок пока хватает, но и эта ситуация через год – другой может измениться. В действительности, на фоне непревзойдённых красот этих мест, указанные выше недочёты почти не заметны. Говорить и писать об этом сегодня могут только критики. Хотелось бы ими и ограничиться.
Ведущая роль в продвижении Рускеальского горного парка на внутренний рынок легла на крупные туристические компании (прямым следствием заинтересованности последних, в общем, и стал рост числа посетителей парка). К стоящей перед ними задаче те отнеслись «творчески». Пожалуй, даже слишком. Дело в том, что, формируя коммерческое предложение, они сосредоточились на массовой компоненте продукта в ущерб познавательной ценности путешествия. Интернет-сайты туристических компаний, рекламирующие туры в Рускеалу, вообще не упоминают об его истории, восполняя эти пробелы развлекательными сюжетами, никакого отношения к истории памятника не имеющими. Аргументация в пользу поездки в Рускеальский горный парк конструируется зазывалами вокруг трёх ключевых понятий: «красиво», «весело» и «удобно».
К сожалению, только смещением смысловых акцентов дело не ограничилось. Для повышения привлекательности парка решено было создать ему позитивный образ и соответствующий бэкграунд – то есть исправить и переработать драматическую историю рускеальского карьера, упростить продукт, чтобы не «нагружать» излишними сведениями туриста. Почти сразу из поля зрения туриста исчезла важнейшая содержательная составляющая – неразрывная связь рускеальских мраморных ломок и объектов всемирного исторического и архитектурного наследия в Санкт-Петербурге. Только иногда можно встретить упоминания о Екатерине Великой, Исаакиевском и Казанском соборе, некоторых других памятниках архитектуры, а относительно всего объёма информации эта историческая часть не займёт и 5 процентов. По мнению менеджеров туризма, это не главное! Такая ошибочная установка ведёт к прямым заблуждениям. Так, на одном из сайтов утверждается, что мрамор иначе как облицовочный камень, никогда не использовался, что его промышленная добыча закончилась в 1939 году. Вообще же, судя по содержанию туристических сайтов, славу и известность рускеальским мраморным ломкам принесли вовсе не декоративные свойства добываемого в них камня, а то, что в этих живописных красотах снимались популярные российские фильмы! Не удивительно поэтому, что многие туристы хотят оставить на камне свои координаты – сама горная порода для них является не более, чем просто антуражем. В своих отзывах-комментариях на сайтах туркомпаний туристы об истории почти не пишут. Экскурсоводы, вам на заметку!
Особого внимания заслуживают меры по установке второй, дублирующей, линии троллея над «Главным карьером» (эти действия связаны, прежде всего, с правилами безопасности). Проблема размещения элементов экстремального отдыха в районе функционирования основного (!) туристического маршрута по-прежнему стоит чрезвычайно остро. Чёрная линия каната (а теперь их будет две) буквально перечёркивает панораму рускеальского каньона. В контексте многолетней экспертной дискуссии, усиление линии троллея сигнализирует всем фотографам и экскурсоводам, что их просьбы о переносе аттракциона на озеро Монферрана услышаны не были. Исследователь и талантливый гид Игорь Борисов указывает, что после проезда через карьер очередного такого смельчака историю Главного карьера можно начинать рассказывать сначала. Инфраструктура развлечений, развивающаяся вокруг горного парка, привлекает посетителей, повышает доходность туристического предприятия, но одновременно она многих и отвлекает. Опять же, если судить по откликам в сети Интернет, многие туристы считают лихую поездку над мраморным каньоном обязательным элементом визита в Рускеала.
Стены Исаакиевского собора, одного из символов Северной столицы, и сейчас облицованы рускеальским мрамором, несмотря на его физико-механические свойства и стремительное разрушение в агрессивной окружающей среде. Заменить его более стойким материалом, даже с похожим рисунком, реставраторам не позволили. Для сохранности стены собора обработали химическими средствами, из-за чего оттенок цвета камня изменился. После (и в результате) последней реставрации цвет камня стремится к грязноватой сепии тогда, как исходная цветовая гамма и шире, и гораздо более разнообразна. Она представляет собой сочетание нежно-белых, пепельно-серых, серо-синеватых и чёрных полос, с ржаво-жёлтыми и зелёными прожилками и вкраплениями. Многие ли из гостей горного парка задумываются об этом?
По мнению наблюдателей, у парка огромное будущее, а поражающие скептиков экономические показатели – это только начало. Или, как очень удачно выразился во время выступления на конференции в Сортавала Антон Юшко: «У Рускеала есть все признаки прекрасного дикого цветка. Но чтобы превратить его в по-настоящему культурное растение нам нужно опираться на научные знания и принципы устойчивого развития».
Напомним, что в мае 2015 г. Рускеальский горный парк отметил десятилетие своей деятельности.
Комментарии (1):
Действительно, организация такого рода парков, которые включают в себя познавательную часть, всегда сопряжена с риском того, что турист туда не поедет. "Ну, что там интересного?"- скажет он. И потому элементы развлечения являются необходимым компонентом в таких местах, в первую очередь, чтобы привлечь туриста. Хуже, когда последнее начинает преобладать. Завлечь туриста можно, но нельзя идти на поводу идеи "развлекательности". Если после "завлечения" туриста на объект ему будет представлена серьёзная программа, включающая как историю развития объекта, так и смежные проблемы (использование Рускеальского мрамора в Петербурге, например), он уедет домой с гораздо более сильными впечатлениями. Важно не потерять баланс между "развлекательностью" и "серьезностью".
Ответить
Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.