Профессионалы с неудобным характером
В начале 2015 г. Европейская федерация ассоциаций индустриального и технического наследия, более известная под аббревиатурой "E-FAITH" и объединяющая более 60 различных маленьких организаций, инициировала информационную кампанию для привлечения общественного внимания к проблемам использования бывших объектов промышленности. 2015 год должен был стать "годом индустриального наследия в Европе". Призыв получил поддержку правительственных и общественных организаций, в числе которых Европейская сеть культурного туризма (ETCN), которая стала организатором сентябрьской конференции в Риге. Впервые эксперты в области промышленного туризма встречались на территории Латвии под эгидой структуры, объединяющей самые разные направления туризма, и только в этот раз тематика конференции напрямую касалась индустриального наследия. Опять же впервые в ряду объектов, рекомендуемых для музеефикации, прозвучали бывшие горные выработки. Практический опыт и методические наработки, привезённые из Республики Карелия, заинтересовали многих, и ещё больше обострили ключевой для нашей темы вопрос: всё ли, что напоминает нам об истории промышленности, должно быть сохранено, и использоваться как объект культурного паломничества?
Подобных мероприятий в Европе проходит довольно много. О судьбе отслуживших свой срок и ныне заброшенных производственных строений, мостов и железных дорог, машин и механизмов говорят сегодня практически повсеместно, хотя к перспективам их использования в туризме местами относятся с недоверием. "Наследие с грязными руками" - так назывался доклад Адриана Линтерса, генерального секретаря уже упомянутой нами организации "E-FAITH".
В 1850-х доменные печи Валлонии вызывали нескрываемый восторг у знаменитого Виктора Гюго, вдохновляя его на создание своих романтических произведений. Созерцая те же виды современные экологи были бы шокированы! Сто десять лет спустя прогрессивное человечество оценивает этот период с критических позиций, многим хотелось бы переписать эту часть европейской истории. Некоторые европейцы искренне считают свои страны образцом для подражания, и оставить напоминание об ущербе экологии, нанесённом промышленными предприятиями прошлого, для них значит испортить свой современный имидж. Верх взяло стремление разрушить и перестроить бывшие производственные строения, со сменой технологических укладов утративших свою функциональность. Понимание исторической и эстетической ценности индустриального наследия пришло совсем недавно. Однако, время бежит дальше, как и прежде, единственной угрозой для существования подобных объектов остаётся сам человек. И всё меньше остаётся тех, кто может рассказать об истории этих зданий, да и сами здания разрушаются от старости.
Адриан Линтерс - это яркий представитель авторитетной здесь группы экспертов, находящихся на пенсии, "неоплачиваемых профессионалов с неудобным характером", к которым он сам себя причисляет. На вопрос, правда ли на свете ещё встречаются такие энтузиасты, он прямо отвечает, что лично ему знакомы не менее четырёх таких энтузиастов. Но эксперты направляют и консультируют, а работают в организациях, в основном, молодые волонтёры, которые и формируют общественное мнение. Членские взносы в "E-FAITH" одни из самых маленьких по Европе, и составляют всего 50 евро в год. При этом, одной из важнейших проблем подобных организаций остаётся рекрутинг волонтёров и их дальнейшая мотивация.
В европейском понимании термин "индустриальное наследие" не всегда связывается с научным изучением объектов недвижимости или их музеефикацией. Некоторые из них могут быть оборудованы, как ресторан, расположившийся в здании бывшей мельницы, или семейный культурно-досуговый центр, созданный на базе бывшей фабрики по производству валенок. Вопросы содержательного наполнения памятника, оборудования информационных стендов и указателей, не рассматриваются как ключевые (может быть, потому, что европейская культура вообще является материалистичной?) Уже в ходе дискуссии Адриан Линтерс отметил, что за многими такими объектами нет содержания, а другие, называя себя "музеями", на деле таковыми не являются. “Прежде, чем заниматься индустриальным наследием, - заявил он, - нужно задаться вопросом: что мы собираемся этим сказать людям и зачем!?”
О том, что сегодня стало престижным иметь в собственности старинную фабрику или заводик, заботиться о сохранности этих сооружений - говорил немец Эберт Вольфганг, член Правления Европейского маршрута индустриального наследия ("ERIH") . В Германии это уже не узкоспециализированный рынок, а важнейший тренд культурного туризма, который выражается, в том числе, в широком общественном движении.
Пьер Лаконт - Председатель Комитета индустриального и инженерного наследия, функционирующего в рамках другой организации с названием "Европа Ностра" . Лаконт обратил внимание, что новые владельцы исторических объектов часто стараются стереть следы бывших приспособлений и их операторов, чтобы заставить эти предметы служить своему имиджу. Противоположный пример такому подходу иллюстрируют объекты, оборудуемые и используемые их собственниками под выставочные центры, что является более приемлемым вариантом. Вообще же примеров использования индустриального наследия в разных странах Европы в ходе конференции было приведено очень много, вся эта информация ещё нуждается в осмыслении, и обязательно найдёт своё отражение на нашем сайте.
Завершилась конференция церемонией награждения победителей номинации "конечная цель долгосрочного культурного туризма 2015", которыми стали дюжина объектов индустриального наследия. Третье место в рейтинге заняло действующее предприятие – Даугавпилский завод по производству дроби, работающий с 1886 года. Нынешний владелец завода, Айгарс Стакс, присутствовавший на встрече, сообщил, что содержание созданного им в 2012 году музея обходится недёшево, но пока показатели по посещаемости растут и удаётся работать без убытков (рекорд посещаемости составил около 7000 человек в год). На базе музея разработаны несколько туристических маршрутов, также действует тир, где стреляющим выделяется полчаса времени и неограниченный запас патронов.
Проведение международных научно-практических конференций и всевозможных конкурсов является распространённой формой поддержки культурных достопримечательностей. Подобные мероприятия позволяют налаживать контакты, выявлять показательные и оригинальные практики, после чего заниматься их популяризаций, а общественные организации по мере развития взаимодействия наращивают численность своих членов. Нашей Республике Карелия нужно занять в этой системе свою нишу.
Комментарии (1):
Интересная информация...
Ответить
Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.