Операция "Коммерциализация"
Гирвасский вулкан является уникальным памятником геологии как для Северо-Западной части России, так и для Скандинавии, поистине фантастическим по своим визуальным и познавательным свойствам. Карельские геологи считают это место "лабораторией без стен, дверей и окон" - и с гордостью демонстрируют своё нестареющее открытие коллегам из других регионов. Фотографии "вулкана" время от времени печатаются на обложках авторитетных научных журналов, но чаще всего - служат фоном электронных презентаций на международных геологических конференциях. Другими словами, "Гирвас" для геологов - это не пустой звук.
Элементы вулканического аппарата в районе водосброса Пальеозёрской ГЭС были обнаружены учёными в 1967 году. (А ещё этот год памятен тем, что состоялась премьера фильма всех времён и народов - "Кавказская пленница"). Сам вулкан был срезан и укатан последующими геологическими событиями и сегодня доступна для осмотра только его малая часть - одна из подводящих трубок, через которую лава выходила на поверхность, так называемый "побочный кратер" вулкана. Считалось, что его остатки покоятся где-то под слоем четвертичных отложений, а исследователи работали на удачу - накапливали материалы, делали замеры направления течения древних лав. Само то, что удалось установить местоположение этого кратера, - было чистой случайностью.
В начале 2000-х годов Институт геологии Карельского научного центра РАН подготовил геолого-познавательную экскурсию под общим названием "Древние вулканы Карелии". Экскурсия включала в себя посещение Гирвасского вулкана. Методические материалы новой экскурсии предлагались туристическим компаниям в безвозмездное пользование. Первые экскурсоводы на этом маршруте тоже обучались бесплатно. Поначалу коммерсанты отнеслись к "вулканологической" идее с недоверием. Разве может удивить туриста вид камней, хотя бы и образованных в ходе вулканической деятельности? Вместе с тем, Гирвасский объект удачно вписывался в другой туристический маршрут, где по пути можно было остановиться у марциальных источников, заехать на Кончезерский завод (ровесник петрозаводского Александровского завода!) и посетить воспетый поэтами и художниками водопад Кивач. Немаловажно и то, что вся экскурсия умещалась в один день, а маршрут проходил по дороге, которая обслуживалась как федеральная трасса. И так, год за годом, гирвасское направление стало набирать всё большую популярность. На фоне увеличения интереса россиян к "дикой и непознанной" Карелии, неожиданно и, во многом благодаря самим туристическим компаниям, Гирвас превратился в одну из "топовых" достопримечательностей региона.
Жительница посёлка Гирвас Роза Ефимова давно занимается туризмом. Несколько лет назад она прошла профильное обучение по программе службы занятости, в 2010 году зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель и стала водить экскурсии по достопримечательностям Гирваса. Как и многие её односельчане, она не скрывала своей досады на то, что местные жители ничего от этой популярности не получают. В отличие от туристических компаний. При этом, последние не горели желанием вкладывать какие-то средства в развитие на территории посёлка туристической инфраструктуры. Инициатива местной жительницы организовать предприятие по обслуживанию приезжающих туристов, была с одобрением встречена как в районной администрации, так и среди самих гирвасовчан. В полном соответствии с законом было оформлено право аренды земельного участка, были произведены работы по облагораживанию территории, заключены трудовые договоры с работниками. Вместе с тем, введение с 12 июня 2015 года платы за посещение памятника вызвало бурную эмоциональную реакцию в Интернет-сообществе. И тогда вся эта созидательная деятельность на благо жителей посёлка стала приобретать негативный оттенок. Оказывается, что всё это туристам было не нужно, а требовать плату за "возможность пройти по тропинке" - это нечестно и несправедливо! Никто бы не был против и оборудования автостоянки,и размещения сувенирных лотков, и чистоты в соседнем лесочке - если бы всё это было бесплатно. "Как в Финляндии"!
Несколько дней спустя выявились и главные противники платного посещения Гирвасского вулкана - туристические компании. Конфликт перешёл в открытую фазу 17 июня, когда бизнесмены встретились за одним столом в стенах Министерства экономического развития Карелии. На совещании Розу Ефимову сравнили с героем романов И. Ильфа и Е. Петрова Остапом Бендером, который брал деньги за посещение Пятигорского провала. Один из участников встречи в шутку предложил поставить шлагбаум перед входом на набережную Петрозаводска, указал, что "это то же самое". Другой участник обсуждения вообще перешёл к угрозам: "Вы, пожалуйста, снимите это объявление... пока у вас этот участок не отобрали принудительно". Только одна организация обратилась к Ефимовой с предложениями о сотрудничестве. Остальные были настроены более, чем решительно. И предшествующие встрече обращения в правительство и общая тональность разговора на совещании - всё это больше походило на травлю малого предприятия. Удивительно, что никому из руководителей крупных туристических компаний самим не пришло в голову взять в аренду этот участок и построить на нём свои киоски и туалеты. Чтобы застраховать свой бизнес на будущее. Критиковать чужой труд и бороться против конкурента посредством правительственных совещаний - это, пожалуй, и дешевле, и эффективнее, чем инвестировать в объект и потом его содержать?
Заместитель Председателя государственного комитета по туризму Владимир Громов на совещании признался, что "наверху" гирвасского предпринимателя поддерживают. Плата за посещение прежде общедоступного памятника природы была введена не от жадности, а по причине непонимания специфики туристического бизнеса. Во-первых, плата была введена внезапно. Изменение любого экономического параметра ведёт к пересмотру всей экономики маршрута, а для некоторых компаний изменение в пределах 10 рублей в пересчёте на одного туриста - будет очень болезненным. Во-вторых, за что именно взимается плата? В ответ на прозвучавшие в её адрес обвинения гирвасская бизнесвумэн согласилась пойти навстречу и отменить плату в этом туристическом сезоне. Но карельские компании это решение не удовлетворило.
Тема получила неожиданное развитие 25 июня во время встречи Владимира Громова и заместителя директора Института геологии Сергея Светова. Гости (Громова сопровождал консультат комитета Геннадий Тимохов) осмотрели коллекцию Музея геологии докембрия и познакомились с мировым опытом по коммерциализации памятников природы. В ходе обсуждения был упомянут и проект 2011 года по созданию экологического геопарка "Кивикоски" (с финск.яз. "Каменный порог"), составной частью которого должен стать и "гирвасский вулкан". По словам Светова, там давно напрашиваются и визит-центр и музей, но никто не хочет с этим связываться из-за высокой стоимости вложений на раннем этапе. Все согласились, что заинтересованное лицо найдено, а развивать туристический объект будут с малого. Свежей идеей прозвучало разместить на базе арендованного предпринимателем участка геологическую экспозицию с образцами горных пород из Кондопожского района. Сергей Светов отметил, что в Институте геологии готовы и поделиться научными наработками и оказать консультативную помощь, но все расходы по установке информационных щитов и перевозке образцов предпринимательница должна взять на себя. Впрочем, она рада этим перспективам. Потому что планирует заниматься этим объектом "всерьёз и надолго".
Поведение туристических фирм, объявивших гирвасской предпринимательнице бойкот, мягко говоря, вызывает вопросы. Если проблема упирается только в прибыль, то никто в этом сезоне не мешает компаниям работать по старой и отлаженной схеме. Но в последние недели число посетителей вулкана существенно сократилось. Коммерсанты один за другим отказываются от посещения известного памятника геологии, и чем они руководствуются - это большой секрет. Некоторый запас прочности у Розы Ефимовой всё же имеется. Бросать свой бизнес и доверившихся ей местных жителей она не собирается, и даже под давлением ополчившихся против неё крупных туристических компаний продолжает принимать гостей.
Эта ситуация является довольно показательной для республики, позиционирующей себя как туристский регион, и требует своего осмысления со всех точек зрения. Любого "частника", кто собирается заняться туристическим бизнесом, этот прецедент заставляет задуматься. С одной стороны, эта история учит договариваться друг с другом, а лучше всего, заранее искать себе "союзников" среди участников рынка. С другой стороны, эта история учит рассчитывать только на самого себя. Потому что развитие отрасли влечёт за собой повышение конкуренции, а это вынуждает "делиться". Ведь, в конечном итоге, обвинения, прозвучавшие в адрес Ефимовой ("а что вы такого сделали, чтобы вам платить за вход?") можно было бы адресовать и самим туристическим компаниям. И напомнить им, с чего каждый из них начинал свой путь и откуда вообще взялся маршрут "Древние вулканы Карелии".
Кирилл Шеков
Комментарии (1):
Ну что же, вполне справедливо. Наши туркомпании с удовольствием пользуются многообразием памятников в Республике, но никто не хочет вкладывать денег в их содержание. В том числе и государство. Полностью поддерживаю Розу Ефимову и желаю ей успехов.
Ответить
Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.