Исаакиевский собор
По богатству каменного убранства с Мраморным дворцом соперничает Исаакиевский собор. Исаакиевский собор является одним из грандиознейших в мире купольных сооружений и главной доминантой центра Санкт-Петербурга.
Решение возвести храм было принято Александром I. Здание предназначалось для главного православного храма России, на его возведение не жалели ни средств, ни сил. Собор строился по проекту архитектора О.Монферрана необычайно долго, в течение 40 лет начиная с 1818 г., вследствие больших технических трудностей.
Среди наружных украшений Исаакиевского собора прежде всего выделяются его колонны из темно-розового гранита рапакиви.
Грандиозные колонны установлены на гранитных массивных стилобатах четырех величественных портиков собора: в северном и южном портиках - по 16 колонн, в восточном и западном – по 8.
Каждая из 48 колонн имеет высоту 17 м, диаметр 1,85 м и весит 114 т. Они входят в число самых гигантских в мире, уступая по размерам только Александровской колоне, возведенной тоже по проекту О. Монферрана, обелиску св. Петра в Риме и Помпейской колонне.
Выше портика, в барабанах куполов, звонницах, а также по бокам окон над городом как бы парят ряды колонн из того же разового гранита.
Всего собор украшают 112 гранитных колонн.
Колонны венчаются антаблементом, фриз которого высечен также из темно-разового гранита рапакиви, а к подножию собора от них ведут широкие гранитные ступени.
Отличительным признаком гранита рапакиви являются округлые кристаллы полевого шпата – «овоиды».
После установки колонн портиков возводились стены собора. Снаружи они облицованы крупными плитами светло-серого рускеальского мрамора.
Рускеальский мрамор оказался очень нестойким и стал быстро разрушаться. Поэтому в 1870-1890-х годах, при первой реставрации собора, многие плиты рускеальского мрамора были заменены вставками из более однородного бледно-серого итальянского мрамора.
Исаакиевский собор сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Его гранитные колонны были повреждены осколками разорвавшихся поблизости фашистских снарядов. Множество таких ран несут колонны западного портика.
Гранитные колонны Исаакиевского собора поражают своими размерами.
Окна Исаакиевского собора оформлены колоннами и рельефными украшениями из темно-разового гранита рапакиви и серого мрамора.
Интерьер Исаакиевского собора
Торжественно богат в изобилии украшенный цветным камнем огромный интерьер Исаакиевского собора, вмещающий одновременно до 15 тыс. человек.
Особое впечатление производит иконостас, стоимость которого составила десятую часть расходов на строительство всего собора. Иконостас вырезан из белого статуарного мрамора из Италии. В нем находятся восемь колонн и две пилястры, сделанные из малахита способом «русской мозаики». Эти колонны высотой 9,7 м и диаметром 0,62 м представляют единственную в своем роде достопримечательность.
Колонны и пилястры обильно каннелированы и украшены золочеными капителями.
Ступени к алтарю и нижняя часть иконостаса вытесаны из темно-красного шокшинского кварцита – «шоханского порфира».
Из него же сделан карниз, венчающий каменный декор всего интерьера. Широкий фриз из этого кварцита окаймляет пол по периметру собора.
Две центральные колонны иконостаса высотой 4,9 м и диаметром 0,43 м также по способу «русской мозаики» облицованы темно-синим лазуритом.
Нижняя часть стен и громадных пилонов выложена плитами черного аспидного сланца. Над ним стены собора облицованы белым итальянским мрамором и отделаны пилястрами и колоннами из тивдийского светло-розового и вишнево-красного мрамора.
Всего в соборе 8 колонн и 172 пилястры, полупилястры и четверть-пилястры из карельских мраморов. Колонны и пилястры светло-розового теплого по тону цвета каннелированы, а темные вишнево-красные пилястры, стоящие по углам собора, гладкие. В некоторых плитах, например находящихся в юго-западном углу собора, видно, как нежно-разовый цвет мрамора постепенно переходит в красный и темный вишнево-красный, а иногда камень становится пепельно-розовым, почти серым.
Под пилястрами в рамках из белогорского мрамора расположены круглые медальоны и узкие фигурные доски, изготовленные из хорошо отполированной соломенской брекчии.
В углублениях между пилястрами в стены вставлены огромные плиты из разноцветного мрамора, привезенного из Италии и Франции.
В южном нефе собора стоит бюст Огюста де Монферрана – автора проекта и строителя Исаакиевского собора. Ученик знаменитого архитектора, скульптор А. Фолетти, исполнил этот бюст из всех тех пород камня, которые Монферран употребил при отделке собора. Лицо Монферрана он вытесал из белого каррарского мрамора, волосы – из серого мрамора «бардиллио», мундир – из серого гранита, воротник мундира – из аспидного сланца, плащ – из шокшинского малинового кварцита, орденскую ленту – из зеленого мрамора, а ордена – из желтого сиенского мрамора и малинового кварцита. Постаментом бюста послужил розовый тивдийский мрамор.
Для русеальского мрамора, пошедшего на плиты пола Исаакиевского собора, характерен сложный узор. Пол составлен из плит темно-серого и светло-серого рускеальского мрамора, расположенных в шахматном порядке.
Центральная часть пола под куполом собора представляет собой великолепную мозаику в форме огромного круга, называемого «розасом», т.е. розой, набранную из розового и вишнево-красного тивдийского мрамора.
Текст Булаха А. Г. и Абакумовой Н. Б. из книги “Каменное убранство центра Ленинграда”. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987 .– 296 с.
Фотографии Шековой Н.А.
Перейти в фотоальбом "Исаакиевский собор".
Комментарии (2):
Красивые фотографии...
Ответить
Спасибо!
Ответить
Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.