Карельский камень в архитектуре Петрозаводска
Исключительное богатство Карелии полезными ископаемыми объясняется ее геологическим происхождением. Ледники освободили ее древний кристаллический фундамент, сделав доступными для человека многие источники ценного минерального сырья, включая природный декоративный камень.
Петра Первого камень интересовал, как огнестойкий и долговечный материал, и именно с его именем связывают ускорение развития горной отрасли в начале XVIII века. Жизнь царя-преобразователя была слишком краткой, чтобы воплотить все его замыслы. Олицетворением могущества, незыблемости, богатства и высокой культуры камень стал в эпоху Екатерины Великой, последовательной продолжательницы начинаний Петра I. Впрочем, интерес к строительному камню был характерным именно для столицы, и глубинку эта мода миновала. Дореволюционный Петрозаводск во многом повторял черты типичного горнозаводского поселения. Насколько широкой и разнообразной была палитра Олонецкого декоративного камня в Северной столице, настолько скудным было представительство каменной продукции в архитектуре административного центра Олонецкой губернии. Мало следов в архитектуре Петрозаводска оставил и Тивдийский мраморный завод.
Одновременно с возведением в 1770-е годы «из дикого камня и кирпича» производственных корпусов Александровского завода, олонецкие каменотесы и ярославские каменщики приступили к строительству административных зданий на Круглой площади (ныне - площадь Ленина). Фундамент, отмостка и несущие стены зданий сооружались из каменноборского кварцитопесчаника, не обладающего выдающимися декоративными качествами, но вполне подходящего для решения подобных практических задач. Разработке месторождения благоприятствовало его расположение в четырех километрах от исторического центра города. [1, с. 3 - 5]
Крупным событием в жизни Петрозаводска стало долгожданное открытие 29 июня 1873 года памятника отцу-основателю города, бронзовая фигура которого водружалась на постамент из сердобольского гранита. Согласно ходатайству Олонецкого губернатора Г.Г. Григорьева от 14 апреля 1871 года, пьедестал для памятника предлагалось изготовить из «олонецких мраморов». [2] Окончательный выбор камня осуществлялся из того, что было под рукой, и поскольку все оплачивалось из государственной казны, то возражать никто не стал. С конца XVIII века сердобольский гранит добывался на островах в северной части Ладожского озера. Этот гранит характеризуется мелко- и среднезернистостью, однородным строением, имеет высокую прочность при сжатии, поэтому часто использовался для кладки фундаментов, изготовления постаментов и опорных колонн. [3, с. 32] Бронзовый Петр Первый в Петрозаводске опирается на изящный четырехгранный постамент, выполненный в стиле барокко петербургским художником Н.Бариновым по проекту академика И.А. Монигетти.
Рис. 1. Постамент памятника Петру Первому (сердобольский гранит). Шедевр, как удачное сочетание пластичности природного материала и мастерства художника.
Революция 1917 года, гражданская война и интервенция разорили и без того бедную Карелию, и если лесозаводы располагали еще какой-то инфраструктурой, то горные предприятия приходилось воссоздавать с нуля. В 1922 г. возобновилась работа Шокшинского месторождения, а в 1924 г. на диабазовом месторождении в д. Рыбреке, арендованном Московским и Ленинградским отделами коммунального хозяйства, начало работу Онежское рудоуправление разработок диабаза. Продукция из природного камня, как и прежде, поставлялась за пределы края. Довоенный Петрозаводск был, в основном, деревянным, что и сыграло свою роковую роль в годы Великой Отечественной войны. Уцелели только немногие каменно-кирпичные строения и ряд памятников, включая первый в городе монумент, полностью сваянный из камня, которому следует уделить отдельное внимание.
В ознаменование десятилетия организации Карельской Трудовой Коммуны, IV пленум Карельского совета профсоюзов постановил соорудить памятник В.И. Ленину. Если ранее, в 1924 г., похожая инициатива петрозаводчан была буквально заблокирована вдовой вождя Н.К. Крупской, то в 1930 году предложение профсоюзов сразу же было поддержано правительством Карелии, в связи с чем при ЦИК КАССР была создана Комиссия по постройке памятника. Уже 9 августа 1930 г. комиссия определила его автором профессора М.Г. Манизера. В соответствии с первоначальным замыслом, материалом для изготовления пьедестала и трибуны был утвержден гранит с месторождения на острове Голец в грубой обработке, «а для фигуры - габбронорит с Чупы чистокованный». Использование карельского камня было требованием правительства, а вот упоминание о габбронорите было связано с желанием автора визуально отделить постамент-основу и фигуру вождя. Это был первый раз, когда Манизеру приходилось работать исключительно с камнем, что нашло свое выражение, в том числе, в упрощении и схематизации образа вождя, не свойственных скульптору. Вместе с тем, габброноритовые ломки в Чупе были не готовы, сроки поджимали, и комиссия изменила наметки с тем, чтобы весь памятник целиком был изготовлен из гранита.
Рис.2. Памятник В.И. Ленину (гранит с острова Голец). Фактура обработки гранита меняет его цвет. Точечная поверхность его осветляет. Голова вождя выглядит темнее.
Сбор денежных средств на строительство осуществлялся по всей Карелии, а камень выламывали раскулаченные крестьяне, условия жизни которых были нечеловечески тяжелыми. В ряде блоков, составляющем нижнюю часть постамента, как недочет, заметны следы шпуров, напоминающие нам о трудовом вкладе в строительство памятника горнорабочих поневоле. К маю 1932 года на острове была заготовлена первая партия монолитов, часть из которых оказалась настолько тяжелыми (свыше 12 тонн), что в Петрозаводской верфи поспешили заказать постройку специального судна «по типу плашкоута». Общий вес памятника составил более 140 тонн, тогда как вес всех заготовленных для памятника и ожидавших отправки в столицу КАССР камней достигал 500. Крайне трудоемкой задачей стала доставка монолитов по суше, для решения которой, как и столетие назад, использовались сани, которые тянул за собой трактор. [4]
В предвоенное десятилетие и, особенно, после Великой Отечественной войны, применение карельского декоративного камня в архитектуре Петрозаводска значительно расширилось. Строительству в городе ярких и узнаваемых объектов архитектуры благоприятствовали господствовавший в архитектуре монументализм и новый статус Петрозаводска как столицы Карело-Финской союзной республики. В течение первых лет после войны в городе возводились здания из кирпича и природный камень должен был подчеркивать их важную общественную функцию. В 1949-51 годах на пр. Карла Маркса было построено здание Министерства внутренних дел, которое частично занимал Петрозаводский горисполком. Темно-серый гранит с острова Гольцы, которым облицован первый этаж здания, придает ему торжественность и строгость, а благодаря фактуре обработки камня, оно кажется еще более тяжелым и основательным.
В 1950-е годы в Карелии при строительстве использовался не только местный, но также уральский и украинский камень. Цоколь Музыкально-драматического театра (проект выполнен Е. Н. Чечик, А. П. Максимовым и С. Г. Бродским) облицован полированными плитами порфировидного капустинского гранита из Украины, а колонны выполнены из крупнозернистого кальцитового мрамора из Коелгинского месторождения в Челябинской области. В 1953-1955 годах по проекту ленинградского архитектора В. П. Ципулина возведено здание Петрозаводского вокзала. Его цокольную часть украшает капустинский гранит, стены нижнего зала облицованы коелгинским мрамором, при том, что внутри стоящие колонны изготовлены из бетона и только раскрашены в цвет мрамора. [5, с. 190]
Крупный ущерб архитектуре Карельской столицы причинило Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», вышло 4 ноября 1955 года. Новые политические установки требовали упрощения и удешевления строительных проектов. Изменение подхода к декорированию зданий повлекло за собой корректировку первоначального проекта Петрозаводского государственного университета и, в частности, отказ от массивного портика главного входа, замененного на портал, облицованный гранитом. В итоге широкая лестница из габбродиабаза, ведущая ко входу в здание, и массивный цоколь из темного малинового кварцитопесчаника оказались не соответствующими оформленному скромно и без акцента и точно приплюснутому порталу.
Редкий окрас шокшинского кварцитопесчаника, ассоциирующийся с цветом крови, и его способность длительное время хранить полировку предопределили его высокую востребованность в советской монументальной архитектуре, несмотря на природную твердость и сложность его механической обработки. По минеральному составу кварцит представляет собой практически чистый кварц (до 98 %), а насыщенный пурпурный цвет, за который камень был прозван порфиром (порфирос – с греч. «пурпурный», «багряный»), придают тонкие пластинки оксида железа Fe2O3. [6] К нему обращались для изготовления памятников советским вождям и теоретикам коммунизма, а также героям Великой Октябрьской социалистической революции и Великой Отечественной войны. Из «порфира», например, выполен постамент для памятника К.Марксу и Ф.Энгельсу (авторский коллектив Е. И. Белостоцкий, Э. М. Фридман, П. Ф. Осипенко), использованы фактуры колотая и бучардированная. Тот же камень применялся и в оформлении мемориального комплекса «Могила Неизвестного солдата» на площади Ленина, где из полированных блоков шокшинского кварцита выложен прямоугольный периметр вокруг «Вечного огня», а, по некоторым сведениям, ранее из него была изготовлена и сама призма под газовой горелкой, однако, камень треснул.
Следует отметить монументальные работы, изготовленные из кашиногорского гранита (также известного как «шальский гранит»), как материала, довольно часто встречающегося в Петрозаводской архитектуре позднего советского периода. Кашиногорское месторождение находится в семи километрах от устья реки Водла в Пудожском районе и представляет собой возвышенность протяженностью 1,7 км и шириной 1,2 км. Этот гранит обладает среднезернистой структурой и отличается хорошо узнаваемым насыщенным серым цветом с кремово-розоватым фоном, пестрым и праздничным.
В июне 1973 году состоялось официальное открытие памятника О.В. Куусинену, политическому деятелю международного масштаба, лично знакомого с В.И. Лениным, И.В. Сталиным и Н.С. Хрущевым, и прах которого захоронен в Кремлевской стене. Материалом для изготовления памятника был директивно назначен «шальский гранит». Торопясь воплотить свой замысел в жизнь, авторский коллектив в составе Б.И. Дюжева, А.А. Заварзина и Е.Л. Кулаги предложил заменить камень на втрое более дешевую бронзу. Ввиду отсутствия необходимого по размеру монолита, камень предполагалось заказать из Житомирской области Украины, но в коммунистической партии настояли на том, что мемориал будет каменным и происхождении материала из Карелии. [7]
В дореволюционный и советский периоды отношение российской столицы к богатой природными ресурсами окраине оставалось потребительским, благодаря чему до 1940 года крупные строительные работы с использованием декоративного камня в Карелии проводились только как исключение. Применение камня в архитектуре Петрозаводска, как правило, было политически мотивированным, а выбор материала часто игнорировал экономические реалии. Судьба зданий и сооружений, украшенных карельским камнем, часто непроста, все они несут на себе отпечаток своей эпохи, оставаясь глубоким и значительным посланием для будущих поколений.
1. Захаров А. Ф., Иванова И. Е. Самый городской камень: История Каменноборских разработок в г. Петрозаводске. Петрозаводск: Карелия, 2001. 27 с.
2. Неелова М.Е. Из истории создания памятника Петру I в Петрозаводске // Карелия. 21 июня 2012 г.; Интернет-ресурс. Режим доступа к ст.: http://rkna.ru/index.php/component/content/article/360-deyatelnost/publikatsionnaya-deyatelnost/stati-publikatsii/2013/iz-istorii-sozdaniya-pamyatnika-petru-i/614-iz-istorii-sozdaniya-pamyatnika-petru-i
3. Палитра карельского камня/ автор-составитель В.А. Шеков. Петрозаводск: Пакони, 2006. 96 с.
4. Шеков К.В. История памятника В.И. Ленину в Петрозаводске [Электронный ресурс] // Горно-геологическое наследие Республики Карелия. URL: https://miningroads.ru/monument_vladimir_lenin.html
5. Ларькина Н.Ю., Пудовкин В.Г. Камень в архитектуре города Петрозаводска // Актуальные проблемы геологии докембрия, геофизики и геоэкологии. Материалы XXIII молодежной научной школы-конференции, посвященной памяти чл.-корр. АН СССР К.О. Кратца. Петрозаводск, 2012. С. 189 - 192.
6. Shekov V.A., Shekov K.V. Shoksha Quartzite Phenomenon // Hereditas Minariorum. 2017. № 4. Pp. 5 – 27
7. Волохова В.В. Символ советской эпохи: история памятника О. В. Куусинену в Петрозаводске [Электронный ресурс] // Carelica. 2015. № 2. URL: http://carelica.petrsu.ru/2015/VOLOKHOVA_2_15.pdf
Автор текста и фотографии: Шеков К.В.
Комментарии (0):
Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.