Родина русского золота
В 1700 году был издан царский указ, разрешающий всем желающим производить розыски руд "на чьей-то бы земле ни было". Не прошло и полвека, как в России было обнаружено коренное золото (до этих пор его приходилось закупать за рубежом). Мы предлагаем познакомиться с одной из самых мужественных профессий - с работой экскурсовода, который сопровождает туристические группы под землю, в золотодобывающую шахту г. Березовский. И заодно расскажем о первом в новейшей истории страны частном музее русского золота, и о самом городке, расположенном по соседству со столицей промышленного Урала.
Березовский - это город-спутник Екатеринбурга, граничащий с одним из его спальных районов (какое-то время активно обсуждалась даже перспектива присоединения, но берёзовчане её гордо отвергли). Свое странное название он получил случайно, в честь реки и основанного на ней завода - местечко так и называлось «Березовский завод». Шли годы, вторая часть названия как-то сама собой затерлась, и осталось от него одно прилагательное. В наши дни в городе осуществляют свою деятельность шестнадцать крупных предприятий, представляющих горнодобывающую отрасль, металлургию, машиностроение, производство строительных конструкций, деревообработку. Среди прочих - Березовское рудоуправление. И история этого предприятия началась в далеком 1757 году, когда в Санкт-Петербург был доставлен первый уральский золотой слиток весом в 2,7 кг.
Где впервые было положено начало добыче драгоценного металла в России - на Севере или на Урале - вопрос дискуссионный, однако, сам этот спор, на наш взгляд, упирается исключительно в используемые понятия. На Урале настаивают, что первое «промышленное» золото было обнаружено именно у них. Известный уральский писатель Бажов в сказке «Золотые дайки» прославил местного крестьянина Ерофея Маркова, который в мае 1745 года доложил в канцелярию главного начальника горных заводов в Екатеринбурге, что нашел золотые крупинки. Увы, история не сохранила для нас облика этого героя, и в 2003 году он был увековечен в образе льва на гербе города Березовского.
Нельзя, однако, забывать, что немногим ранее золото было обнаружено в составе медной руды Воицкого месторождения, находящегося на правом берегу реки Выг, а точнее, на полуострове. К тому моменту рудник уже работал. 1 апреля 1745 года бергмейстер Андриан Шамшев направил в столицу 12 образцов руды, содержащей золото (а первый такой образец, по некоторым данным, был представлен императрице в ноябре 1744). Несмотря на то, что в разные годы здесь добывались довольно крупные самородки золота весом до 1355 грамм, Воицкий рудник был убыточным и в течение полувека закрывался трижды (здесь можно пошутить, что карельское золото оказалось дороже уральского). Для сравнения, только за один первый год Березовского рудника окупились все вложения, связанные с его устроительством. К слову, Березовский рудник работает до сих пор, вот уже более 260 лет. Так кто же был первым? Смотря, что подразумевается под этим словом. Если смотреть по хронологии, то, вне всякого сомнения, находка, сделанная в Олонецком уезде, будет первой. Если же судить по результатам...
В современном городе Березовский имеется два музея, посвященных его истории: Краеведческий музей золото-платиновой промышленности, и первый в России частный музей «Русское золото», представляющий альтернативную версию истории золоторудного промысла на Урале. Основан этот частный музей был в 2010 году. По словам руководителя проекта «Музей-шахта» (а по совместительству еще и блистательного экскурсовода) Анатолия Каптура, тема золотодобычи в г. Березовском прежде подавалась очень однобоко и шаблонно: «В этом наше преимущество, как частного учреждения культуры, поскольку обычно над государственными структурами довлеет огромное количество цензоров, которые следят за их работой, контролируют, что они делают, как они это делают. Мы ни в чем себя не стесняем».
Развивая и расширяя проблематику золотодобычи, создатели музея не только собрали уникальную коллекцию экспонатов (все они представлены в верхнем зале), но и разработали десятки авторских экскурсионных программ. Средняя продолжительность одной такой экскурсии составляет до шести часов. То, что все их объединяет, – это предельный реализм происходящего и отказ от всевозможных имитаций и искусственности. Спускаясь в подземную выработку, человек должен испытать на себе все ее «особенности», то есть, холод, сырость, грязь (и не испачкаться не получится - об этом туристов предупреждают заранее), с испугом слушать шорохи по углам, шагая в почти что бездонный мрак, через который прорезает себе дорогу тусклый свет фонарика. Так, например, свернув в очередную темную комнату, экскурсовод бросает свет на стоящих в углу манекенов с колокольчиками на шее. Бодро, ярко, весело (или, точнее, с иронией) начинается рассказ о трудовых буднях каторжников: рельефно проступают самые шокирующие и мерзкие обстоятельства, о которых хочется сразу же забыть, а не получается. И каждый шаг экскурсовода сопровождается каким-то комментарием или неожиданным наблюдением - прогулка проработана до мелочей. Завершает прогулку интереснейший опыт, который никого не оставит равнодушным - катание сидя в раскачивающейся из стороны в сторону шахтерской вагонетке. В вагонетке «с двигателем», как называет ее Анатолий. Чтобы не вывалиться, нужно упираться в стенки вагонетки и руками, и ногами!
Немалую помощь и поддержку в формировании частного музея оказали местные жители, бывшие работники горного предприятия на пенсии. Их доверием больше всего дорожит Анатолий Каптур. «Первая проблема – это то, что у нас нет финансирования. Это самое очевидное. Но это не самое страшное... Если вы планируете делать музей, музей довольно нестандартный, в нестандартных условиях, вам необходимо заручиться поддержкой именно у местного населения территории, на которой находится музей. Иначе они начнут писать на вас различные бумаги, закрывать вас в шахте и делать другие интересные вещи, что было и у нас в опыте». Сейчас местные жители с удовольствием участвуют в жизни частного музея, приносят личные вещи. А прошлым летом в городе Березовском был реализован масштабный арт-проект «Анатомия шахты». Одной из граней творческого самовыражения участников проекта стала выставка гигантских баннеров с изображением отрытых и простодушных, но беззастенчиво грязных лиц настоящих шахтеров, работающих на предприятии. Немаловажно и то, что подобные мероприятия проводятся не только чтобы разнообразить досуг, но саму культурную жизнь города ориентировать на особенности территории, ее истории, экономики, профессионального и социального состава населения. В конечном итоге, люди не только не стесняются своих индустриальных ландшафтов, но и гордятся тем, что живут в промышленной столице России.
До недавнего времени посещение музея «Русское золото» в г. Березовском было чуть ли не единственной возможностью для особенно любопытных туристов спуститься в действующую золотодобывающую шахту, стать на несколько часов шахтерами. Группа до восьми человек в полном шахтерском обмундировании и в сопровождении опытного проводника спускалась на глубину до полкилометра, чтобы на личном опыте ощутить мрачную и угнетающую атмосферу подземелья. Однако, с учетом специфики российского законодательства и опасаясь штрафных санкций, в администрации рудоуправления решили свернуть подобную практику. Пребывание посторонних людей на объектах повышенной опасности в России очень строго регламентировано требованиями безопасности. Условия для такого погружения позволил создать экскурсионный маршрут с посещением учебной шахты горноспасательной службы. Впечатления от посещения шахты обогатит участие в мастер-классах по камнерезному искусству и кузнечному ремеслу, по поиску различных минералов и отмывании золота. Договариваться обо всем этом желательно заранее, экскурсии проводятся по мере комплектования групп, но в музее готовы работать и с индивидуальными посетителями (это дороже).
И еще одно обстоятельство заставляет жителей г. Березовский гордиться своей историей. В 1814 году здесь был успешно апробирован метод добычи россыпного золота, изобретателем которого стал Лев Иванович Брусницын. И началась первая в мире «золотая лихорадка» - началась она не на Диком Западе, как мы привыкли думать, а на российском Урале. До поры до времени об этом золотодобытчике знали лишь немногие специалисты, пока энтузиасты из общественного фонда «Мир золота» не организовали работы по возведению памятника выдающемуся земляку. Самым активным участником инициативной группы стал директор музея "Русское золото" Евгений Лобанов, который вложил в этот памятник время, силы, средства и собственную душу. В отличие от Ерофея Маркова, которого скульптор изобразил наобум, внешний облик Брусницина вполне может соответствовать исторической правде. Его портрет был восстановлен по форме его же собственного черепа, наряду с другими останками обнаруженного археологами в 2010 году. Долгая и кропотливая работа увенчалась успехом - в октябре прошлого года был торжественно открыт памятник Л.И. Брусницыну.
На самом деле, открытие Брусницына имело и оборотную сторону - на целых полвека прекратилась добыча жильного золота. Добыча такого коренного золота велась подземным способом, с использованием пороха, тогда как верхние слои кварца были мягкие и поддавались разработке простейшими кайлом и лопатой. Понятно, что это дешевле. Золотые россыпи располагались в речных долинах вдоль всего Уральского хребта… Анатолий Каптур и другие энтузиасты г. Березовский активно выступают за принятие закона о вольноприносительстве. Это бы позволило организовывать добычу золота и в туристических целях, но законодатели, очевидно, опасаются обращаться к этому вопросу. Единственное, чего не достает в музее «Русское золото», – это самого драгоценного металла. С другой стороны, экскурсоводы пока справляются и без него!
GEOMUSEUMШеков Кирилл, фотографии автора.
Комментарии (1):
Молодцы уральцы, взяли и организовали частный музей!
Ответить
Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.