Турист… Концепция протагониста
На минувшей неделе в Петрозаводске прошла Всероссийская научно-практическая конференция на тему событийного туризма, которая привлекла к себе внимание многих профессионалов. Одним из самых ярких выступлений стал доклад заведующей кафедрой туризма СПбГИК Галины Лесковой. Она рассказала о результатах культуроведческого анализа туристской сферы и поделилась некоторыми наблюдениями. Как оказалось, логикой выбора любого туриста руководят десять групп духовных потребностей. И, что примечательно, Карелия может полностью удовлетворить все основные десять потребностей. Правда, Галина Андреевна усомнилась в том, что лицом этого дикого и непознанного края должен стать карельский морозец Паккайне. Не лучше ли "поиграть с уникальным материалом горно-индустриального туризма"? - поинтересовалась гостья. И предложила на роль бренда Питкярантского района Карелии "Хозяйку Медной горы"!
Галина Андреевна Лескова - заведующая кафедрой туризма и социально-культурного сервиса Санкт-Петербургского института культуры, доцент, искушённый исследователь, кандидат экономических наук, действительный член Национальной академии туризма и Международной туристической академии. К тому же, она ещё и президент Центра методической поддержки культуры и туризма «Леге артис» ("по всем правилам искусства"). В Карелии она уже не в первый раз, а в будущем планирует организовать вокруг Ладожского озера экскурсионный маршрут, но для столицы республики Галина Андреевна стала в хорошем смысле слова открытием. Участникам "туристической " конференции она запомнилась как искусный оратор и опытный полемист. Поистине блестящим стал её доклад на пленарном заседании (даже присутствующие в зале студенты слушали её с нескрываемым интересом).
Вслед за советским психологом Б.И. Додоновым, Галина Андреевна настаивает на том, что туристы (как потребители) – это коллекционеры ощущений. Эмоция сама по себе обладает для них особой ценностью. Они как будто понимают, что на старости лет с человеком остаются только его воспоминания, и поэтому стараются накопить их, как можно, больше. Все эмоции Додонов классифицировал по десяти группам, а в зависимости от доминирующей эмоции он выделил ещё и десять типов личности. Польза от теоретической модели Додонова заключается в том, что она расширяет наши представления о туристе-потребителе. Общеизвестно и несомненно, что в ходе досуга турист испытывает коммуникативные (общение), гностические (связанные с радостью от получения знания), эстетические (наслаждение красотой) и акизитивные эмоции, которые подразумевают удовольствие от приобретения чего бы то ни было без явной нужды. Например, сувениров. Одни туристы хотели бы отречься от благ цивилизации, бороться и преодолевать препятствия, получая пугнические и праксические эмоции. Другие выбирают телесный и душевный комфорт, составляющие суть гедонистических эмоций, и едут за романтикой, в ожидании судьбоносных открытий. Не чужды туристам и альтруистические и глорические чувства (потребность в самоутверждении). По мнению Лесковой, Карелия вполне себе может удовлетворить всем десяти основным потребностям туриста и никого не оставит равнодушным. Этот вывод был сделан, в том числе, на основе анализа бесчисленных постов гостей республики в сети Интернет.
Содержание остаётся неизменным, а форма меняется. По наблюдениям Галины Андреевны, в последние годы "маятник туристских интересов как социального заказа сместился в сторону". Созерцание уступило место активному участию, жажда исторических фактов сменилась интересом к актуальной культуре повседневности, мифам и шуткам. С расширением социальных сетей получило развитие направление "Я-туризма", поездки с целью фотографирования самих себя с последующей загрузкой получившихся изображений в Интернет. Это "нестандартный" турист. Он хорошо информирован, независим, более избирателен и требователен к предложениям. Этот индивид вполне справедливо требует для себя индивидуального подхода и адекватного "перевода" природного и культурного контекста на понятный ему язык. Так происходит "приватизация" человеком окружающего пространства. Посредством развлечений он делает его более понятным и близким для себя лично. Директор по внешним связям лондонского Музея Виктории и Альберта Дэмьен Витмор высказался по этому поводу предельно чётко и понятно. «Понятия "аудитория музея" больше не существует, - отметил он. - Есть музей и каждый конкретный посетитель. И наша задача – установить эти миллионы диалогов».
Любопытно, что основным обстоятельством, подсказывающем туристу выбор дестинации, служит частота и характер упоминаний о ней в открытых источниках. В молодёжной среде это называется "движухой", а специалисты всё же рекомендуют использовать близкое по содержанию иноязычное понятие - "интерактивность". Событийные мероприятия, располагая всеми атрибутами праздника, режиссурой, маскарадными костюмами и симуляцией игры, позволяют активизировать среду, заставить её работать на имидж местности. Таким образом, массовые мероприятия, организуемые с расчётом на посещение их туристами, не всегда оказывают прямое влияние на динамику туризма, но почти всегда привлекают внимание потенциальных посетителей объекта. Люди делают вывод, что здесь что-то происходит! Во многих европейских городах, признанных центрах тяготения международного туризма, "люди живут так, что интересно". Для туриста важна именно атмосфера. Он тоже находится в поисках своей идентичности.
В целом, как показала Конференция, знаковых мест в Карелии много, достаточно и брендовых событий. Но не хватает "раскрутки". И денег. В той или иной степени о недостатке финансовых ресурсов говорили все. Кроме Галины Лесковой. Для неё, похоже, эта проблема является второстепенной.
Комментарии (1):
Да, имел удовольствие слушать Галину Андреевну на этой конференции. Умница и очень хорошо понимает, что нужно в туризме. Я тут же разделил людей на умных и разумных. Разумные - это мы, которые как собаки, понимаем, но сказать не можем, а умные - это именно те, кто может нам растолковать то, что мы и так "понимаем"...
Ответить
Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.