Северская домна
Индустриально-технические памятники культуры нередко превращаются в декорации для кинопроизводства. Это не только приносит их собственникам некоторый доход, но и служит бесплатной рекламой для туристического объекта. Находящийся в уральском городе Полевской музей "Северская домна" - одно из немногих мест в России, где можно увидеть металлургическое оборудование конца XIX века - начала ХХ века и настоящую доменную печь, капитально отремонтированную в 1930-е гг. и после этого навечно законсервированную. На этом фоне в июле 2019 г. снимался новый телесериал про освоение Сибири, планируемый к показу на "Первом канале" в 2020 году. Нам удалось посетить этот музей буквально за день до его закрытия на съемки.
Фото. Вид на домну с соседней горы
Термин "горнозаводская цивилизация" у каждого уральца на слуху - с недавнего времени он активно продвигается писателем Алексеем Ивановым, но вообще был предложен еще в годы нэпа этнографом-фольклористом П.С. Богословским. Иванов придал этому термину новое, постмодернистское, звучание, рассмотрев в нем "ключ" к пониманию идентичности своего региона, и использовав его как основу для своего PR-проекта "Хребет России". Вообще же речь идет об особом историческом и социально-культурном феномене, связанном с промышленным развитием Прикамья и Урала в XYIII - XIX веках, появлением десятков однотипных городов-заводов и формированием особого склада жизни местного сообщества. Северский железоделательный завод, основанный в 1735 году, стал пятьдесят первым по счету в перечне металлургических заводов этой части России.
В 1723 и 1724 годах по решению небезызвестного нам В.И. де Геннина, ставшего Начальником Уральских казенных горных заводов, были построены завод-крепость Екатеринбург и Полевской медеплавильный завод - будущий поставщик чугуна на кричную фабрику Северского завода. К строительству последнего приступили только десять лет спустя, предприятие было названо в честь "ручья" Северный-Полевой, чьи воды отныне должны были приводить в движение все заводские механизмы. В целях защиты от набегов кочевников башкир, продолжающих рассматривать эти земли как свои, по аналогии с другими предприятиями Урала, вокруг завода была сооружена крепость: четыре бастиона с пушками. А к 1751 году завод приобрел дополнительную специализацию. По соседству с кричной фабрикой была построена камнерезная, для обработки горнощитского мрамора, мрамора белого северского и талицкого - во исполнение идеи императрицы Елизаветы Петровны по мощению площадки в Царском селе.
С 1759 года Северский завод находился в собственности сначала А.В. Турчанинова, а потом его семьи. Современным либералам будет интересно узнать про так называемое "посессионное право", которое накладывало на владельца предприятия целый ряд ограничений и, например, свернуть дело, пустить завод на слом - Турчанинов всего этого не мог (к сожалению, этот институт так и остался достоянием дореволюционной России, а ныне утрачен). Каменная точильня с этого времени больше не использовалась (мастеров не хватало), но железа выплавлялось все больше, и всего за десятилетие почти втрое превысило объемы производства казенного периода предприятия; впрочем, после смерти горнозаводчика они упали значительно ниже. Любопытная деталь - железом с Северского и Сысертского заводов торговали как внутри страны, так и на международном рынке, но из-за недостатка оборотных средств его пытались поскорее сбыть. Английские купцы этим пользовались, отказываясь брать товар и до последнего настаивая на снижении цены. Таким образом, за промышленную революцию в Англии заплатили русские, а, чтобы быть точнее, уральцы. Ситуация эта изменилась только с открытием в Екатеринбурге государственного коммерческого банка в середине XIX века, но к тому времени у англичан было много своего собственного железа.
Фото. Технологические отверстия доменной печи
За активное участие в борьбе против восстания Емельяна Пугачева (хотя и выразившейся в защите от него своих же собственных заводов) Турчанинов был удостоен дворянства и последние годы жил в Санкт-Петербурге, что не замедлило сказаться на состоянии его предприятий. Какое-то время после его смерти заводским округом управляла его супруга - к тому моменту хотя и богатая, но по-прежнему неграмотная, поскольку до замужества она была... крепостной крестьянкой. Ни она, ни их дети ничего не понимали, да и не интересовались производственными вопросами, их гораздо больше занимали интриги. И не удивительно, что, в конечном итоге, верх одержала Н.А. Колтовская, женщина очень эффектная и импульсивная - в свое время лично знакомая и с императором Павлом 1 и с сенатором (на тот момент) Г.Р. Державиным, одинаково обожаемая обоими. Подробности ее жизни изложены в научной статье, опубликованной в Уральском историческом вестнике, поэтому на них мы останавливаться не будем.
Фото. Воздуходувная машина
Сысертский горный округ развивался за счет кредитов и в разные годы имел ту или иную задолженность. Ближе всего к банкротству оказался округ после провозглашения императором Александром II манифеста об отмене крепостного права. Это значило, что экономить на работниках больше не получится (на тот момент на Северском заводе трудилось порядка пятисот человек). За год до этого только успели построить новую домну. Ко всему еще и упали цены на металл - рынки Западной Европы постепенно заполонило дешевое британское железо. Северский завод и некоторые другие, относившиеся к "холдингу", были временно взяты в казенное "антикризисное" управление, а их владельцы принялись договариваться с кредиторами об отсрочке. Интересно, что значимую роль в этой истории сыграл простой крестьянин Михаил Семенов, бывший помощник управляющего заводами горного инженера. Это он с цифрами и фактами убедил кредиторов не торопиться обращаться в суд, и, таким образом, спас положение. Со временем все долги были выплачены с процентами, а сооруженная упомянутым крестьянином новая плотина на речке Глубокой до сих пор продолжает действовать. Северский завод не только выжил, но и после модернизации и замены пудлинговых печей мартеновскими дал рекордный объем - свыше миллиона двухсот тысяч пудов чугуна и 128 тысяч пудов железа за один 1900 год. Успел. Потому что всего через пару лет начался экономический кризис, затем переросший в первую мировую войну, обратившуюся Великой российской революцией. В эти смутные годы Северский и другие заводы были проданы англичанам. Последний в роду Турчаниновых владелец заводов - человек образованнейший, меценат, в годы революции вынужден был скрываться (на него охотились и в него даже стреляли), а жизнь свою закончил в нищете.
Личная история семьи Турчаниновых могла бы послужить основой для создания еще одной отечественной мыльной оперы. Развернувшийся сегодня на базе Северского завода музейный комплекс посвящен другой теме - истории горно-промышленного предприятия и собственно горной техники. Нам удалось посетить музей буквально накануне его закрытия на съемки. Первый канал сделал "Северскую домну" одной из локаций при съемках телесериала об освоении Сибири "Угрюм-река", своеобразного ремейка драмы 1968 года. По этой причине часть музейных экспонатов были убраны, но дорогое и музейщикам, и киношникам горнозаводское оборудование осталось. Кроме того, двадцать четыре местных жителя стали актерами массовых сцен, примерив на себя костюмы и образы "уральских мужиков". Фильм выйдет осенью 2020 г.
Фото. Один из экспонатов в музее
Музей был открыт в 2009 году и включает в себя территорию площадью 8000 кв. м, а также архитектурный комплекс индустриальных зданий и оборудование XIX века высокой степени сохранности. Уникальной особенностью завода-музея выступает доменная печь, построенная в 1898 году на фундаменте другой, более старой, печи. А вот собороподобное кирпичное сооружение над домной сохранилось с 1895 года, разве что купола сменили свой прежде серый цвет на зеленый, окрашенные краской, изготовленной из малахитовой крошки. С начала первой пятилетки эта домна больше не работала - ее списали по причине устаревшей технологии (надо сказать, что до этого, летом 1932 года, домна была капитально отремонтирована и реконструирована). В начале ХХ века рядом работала еще одна домна под № 2, точно такая же и тоже в здании с куполом, но ее сегодня можно видеть только на фотографиях. Оставить было решено только одну. Эстафету старинного железоделательного завода продолжил завод трубный.
С 1974 года доменная печь со зданием и литейный двор были признаны памятником промышленной архитектуры, а в наши дни как будто является даже памятником федерального значения (правда, с какого года является - нам так и не удалось узнать). Рядом с доменным и литейным цехами и как составная часть ансамбля находится здание кричной фабрики 1842 года, внутри которого развернута музейная экспозиция. Имеется здесь и небольшая минералогическая коллекция, и стенд, посвященный Турчаниновым, но бОльшая часть экспонатов все же обращены к советскому периоду истории предприятия. Несколько стендов рассказывают о настоящем и будущем Трубной металлургической компании, ибо все остальное было только предысторией компании, в состав которой входит в настоящее время Северский трубный завод. Участие в судьбе музея такого гиганта мировой трубной индустрии чувствуется, но, по-видимому, на свое содержание музей все же зарабатывает сам. Особого внимания заслуживает функционирующий при музее магазин сувениров, насчитывающий более двухсот наименований памятных товаров, так или иначе, связанных или с Уралом, или с городом Полевской, или с Северской домной.
Музей "Северская домна" отличают поистине уникальные индустриальные сооружения и стоящая за ними богатая история. Без подобных мест "горнозаводская цивилизация" и все, что за ней стоит, превратится в абстракцию, как нечто из области культурологии. Конечно, известным этот музей не назовешь, но, кажется, что он вполне удовлетворен своей ролью. Вместе с тем, в этом году музей отмечает десять лет. Число тех, кто его посетил растет год от года - и это несмотря на то, что сам музей находится не в Екатеринбурге, а в Полевском, и до него еще нужно доехать (с Южного автовокзала, станция метро "Чкаловская"). Впрочем, на Урале вообще много замечательных мест, до которых обязательно нужно доехать!
Фото. Культурно-деловое пространство музея
Фото. В грузовой машине
Фото. Рукавицы сталевара
Текст и фотографии: Шеков Кирилл.
Исторические сведения, использованные в статье, были усвоены автором в ходе экскурсии и почерпнуты в книге: Северский завод: из века XYIII в век XXI. Научно-популярное издание. 2 изд., перераб. и доп. Екатеринбург, 2019. 256 с.
Комментарии (0):
Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.