Воттоваара 2018
29 апреля - 2 мая 2018 г. при поддержке Альянса «ВостокЗапад» в Республике Карелия прошла научно-исследовательская экспедиция «Воттоваара 2018», особенностью которой стало то, что основным её участником стал... вездеход BV206. Это не первая экспедиция, организуемая Альянсом в условиях Севера для испытания возможностей производящейся им специализированной гусеничной техники, но круг задач этим не исчерпывается. Этот транспорт используется организаторами для доставки в труднодоступные уголки нашей страны учёных и научное оборудование из самых разных сфер научной деятельности. В составе команды научного сопровождения экспедиции на Воттоваару оказался и младший научный сотрудник лаборатории геофизики Института геологии КарНЦ РАН Михаил Нилов, поделившийся впечатлениями о поездке.
Гора Воттоваара - объект уникальный. Начиная с докембрия, она испытала на себе сложное влияние различных геологических процессов, включающих осадконакопление, следы деятельности ледника и постледниковых землетрясений. Эта возвышенность сложена кварцевыми конгломератами, кварцитопесчаниками с прослоями глинистых сланцев, которые образовались на дне континентального водного бассейна около 2,3 млрд лет назад. Исследования указывают на то, что прежде гора была покрыта мощным чехлом морены, но последний ледник настолько стесал и вычистил скальную поверхность, что в наши дни местами она покрыта лишь тонким слоем мхов и лишайников. Ярким свидетельством работы ледника могут служить оставшиеся в районе горы каменные глыбы значительных размеров, помещённые на валуны поменьше. И те, и другие представляют собой обломочный материал, доставленный в эти места ледником. В процессе таяния льдов, потоки воды вымыли из-под глыб песок и мелкую гальку, кроме камней, на которые они опираются, и благодаря этому они стали напоминать рукотворные "сейды". Научных подтверждений искусственного проихождения этих структур до сих пор предоставлено не было, однако, сотрудник Национального музея Республики Карелия, Марк Шахнович, профессиональный археолог, один из немногих продолжает верить, что доказательства будут найдены.
Большинство приезжающих на Воттоваару туристов интересует как раз не наука, а различные слухи на тему якобы рукотворных каменных сейдов и других следов пребывания на горе доисторического человека. Отсутствие официально зарегистрированных памятников археологии никого не смущает. Некоторые фантазёры утверждают, что своим внешним обликом гора обязана ядерной катастрофе, случившейся в 1780 г. Но факты ни чуть не менее примечательны, чем мифы. Воттоваара считается ландшафтным памятником природы, то есть охраняется государством. Объект этот не оборудован для приёма туристов и труднодоступен даже в летнее время, но это и защищало памятник от нашествия случайных посетителей. Время от времени памятник всё равно посещают: некоторых туристов только предостережениями не остановишь, и они хотели бы испытать всё на собственном опыте. Они всё активнее едут на Воттоваару искатели приключений, делают это, в том числе, и в межсезонье, почему часто сами оказываются в положении, когда их приходится спасать.
В апреле – начале мая на Воттовааре снега было по пояс. Вездеход не только не проваливался в снег, но и свободно «ползал» по пересечённым ручьями дорогам и болотам. Чтобы представить себе транспортные условия, достаточно сказать, что расстояние в 25 км участники экспедиции ехали три часа. Обратно чаще всего шли пешком, чтобы облегчить нагрузку на машину. В первый день планировалось сориентироваться на местности, а во второй наметить конкретные точки и взять пробы грунта. Пробы необходимо было взять из водоёма, известного среди специалистов под названием "амфитеатр", расположенного прямо на вершине горы. В этот период времени года он замёрзший, и лёд позволяет свободно перемещаться по его поверхности, без использования лодки.
Всего в проекте участвовало порядка 28 человек, каждый должен был решать свои задачи, а группа учёных заниматься исследованиями. Задумывавшаяся как научная экспедиция, поездка очень скоро превратилась в спасательную операцию. Всё внимание организаторов и участников поездки было переключено на спасение нескольких горемычных туристов, оставшихся ночевать на горе, а к утру на свою беду обнаруживших, что снег подтаял, и домой они могут добраться разве что вплавь.
По словам Михаила Нилова, взять пробы грунта так и не удалось. Не пригодились ни буры, взятые с собой сотрудниками Карельского научного центра гидрологом-лимнологом М.С. Потахиным и биологом-болотоведом С.А. Кутенковым, ни георадар, привезённый Ниловым. Но, конечно же, человеческая жизнь намного важнее этих проб. Несмотря на нехватку времени, исследовательская польза от поездки всё-таки была. Гора была осмотрена, наметили пути дальнейшего научного поиска. А в день вынужденного простоя из-за спасательной операции учёные Карельского научного центра РАН в сопровождении геолога Н.И. Фришмана обследовали щебёночный карьер под посёлком Гимолы и взяли несколько образцов горных пород для лабораторного анализа. Кроме того, участники экспедиции провели "круглый стол" с участием местных жителей и обсудили перспективы использования осмотренного объекта для развития туризма.
Доступ на гору Воттоваара должен регулироваться: к такому мнению пришли организаторы экспедиции. Аншлаги, сигнализирующие о режиме охраны памятника, в этом отношении помогают мало. Спасённые туристы сами признались, что срубили одно из растущих на горе и уже высохших деревьев. Сделано это было для того, чтобы согреться. Конечно, человеческая жизнь важнее, но разве те туристы не отдавали себе отчёта, куда они ехали? Ведь в границах памятника природы вообще запрещено разводить костры, а уж рубить деревья и подавно. Вновь и вновь встаёт вопрос о том, чтобы за каждой набирающей популярность туристической достопримечательностью был ответственный хозяин, приглядывающий за её состоянием и обеспечивающий безопасность и комфортные условия пребывания на этой территории людей. Очевидно, что местные жители не готовы контролировать туристический поток.
Следует отметить, что в недавнем времени Альянс «Восток Запад» выступил одним из инициаторов создания Российского вездеходного общества, и проведение подобных экспедиций должно стать традиционным. Уже известно и следующее направление, которое предполагается освоить с помощью вездеходной техники – дорога вдоль заброшенных рудников Колатсельги.
Текст: Шеков Кирилл.
Фотографии: Нилов Михаил.
Комментарии (1):
" В процессе таяния льдов, потоки воды вымыли из-под глыб песок и мелкую гальку, кроме камней, на которые они опираются, и благодаря этому они стали напоминать рукотворные "сейды". Этих слов вполне достаточно, чтобы судить о высоком профессионализме М.Нилова. Спасибо К.В.Шекову за интересный материал.
Ответить
Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.